Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Rockfor: rockfor.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 43398 зарегистрирован в 2006 году

Rockfor

настоящее имя:
Рокфор (Фам. скрыта)
Портрет заполнен на 84%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 5

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Происхождение человека и структура личности

  05.01.2016 в 14:07   301  

Понять структуру человеческой психики можно только присмотревшись к процессу его происхождения от животного, процессу антропосоциогенеза... Антропосоциогенез - процесс одновременного вызревания человека и человеческого общества. В этом процессе человек получил символы, а с ними - мышление и речь. В этом процессе человек получил свое сознательное Я.
Потребность в рождении общества и человека диктовалась первичным инстинктом преобразования внешней среды. В нем соединились агрессия к внешнему миру и потребность поддержания собственной жизнедеятельности. И наиболее эффективное удовлетворение этих потребностей достигалось только совместными действиями.
Но совместные действия оказывались возможными только в случае подавления взаимной агрессии, деструктивного поведения, способности к кооперации. А такое подавление означало, что количество нереализованных за день мотивов окажется очень большим. И для их символической реализации, для устранения возникающих аффективных диссонансов природа уже не могла положиться на такой простой и издавна существующий механизм, как сновидение.
Но если сновидение уже не справлялось с функцией символического разрешения мотивационных конфликтов, должны были возникнуть иные механизмы, обеспечивающие психическое здоровье, а значит и стабильность общества. Ранний антропосоциогенез как раз и включал выработку таких механизмов.
Стали возникать определенные ритуалы, совершая которые человек высвобождал ущемленные аффекты. Система этих ритуалов, раз возникнув, все более усложнялась. В обществе выделился определенный социальный слой людей, которые получили название шаманов, жрецов и т. п. Их функцией было осуществление психотерапии в масштабах всего племени, всего первобытного общества. Они организовывали исполнение ритуалов, проводили при необходимости индивидуальную работу с членами общества.
Одновременно стала возникать определенная система запретов, целью которой, собственно, и было обеспечивать стабильность общества. Эта система запретов получила название морали. Суть этой морали сводилась либо к полному вытеснению взаимной агрессии, либо к ее ориентации вовне путем разделения мира на "наших" и "не наших".
Однако, мораль присутствовала в первобытном обществе не в форме некоей рациональной структуры, не в форме свода правил. Она была органически вплетена в ткань определенной мифологии, наглядно представляющей запреты, оправдывающей их. Эта мифология вместе с системой ритуалов и составляла суть первобытной религии.
Эта первобытная общественная мораль, эта система социальных запретов не была осознанна. Она в неявной форме усваивалась детьми в их общении с родителями, через их участие в ритуалах, узнавание мифологии. Но будучи неосознанной, она коренным образом отличалась от индивидуального бессознательного, так как была уже явлением не столько индивидуального, сколько общественного порядка. Эти структуры довлели над каждым индивидуальным сознанием, над каждым индивидуальным Я, формируя некое общее социальное поведение. Вот эти-то структуры и получили в психоанализе название "сверх-Я".
Появление структур "сверх-Я" было первым ростком социального в человеке, первой надстройкой над его биологической сущностью. С момента их появления можно уже говорить о превращении животного в общественное существо - человека. Вытеснение и символическое удовлетворение инстинктивных позывов бессознательного составило суть борьбы биологического и социального в человеке. Их равновесие означало стабильное существование социума.
Нарушение же этого равновесия было чревато для социума осложнениями. Ослабление структур сверх-Я означало бесконтрольный взрыв бессознательных инстинктов, рост взаимного насилия и, в конце концов, гибель социума как целого. Наоборот, излишнее усиление давления моральных структур лишало общество творческого потенциала.